Потерял банковскую карту? Заблокируй её!

Интересное дело попало в обзор практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2019 года.

На телефон Елены Н. пришло СМС-сообщение о том, что ее карта заблокирована и для ее «разморозки» нужно позвонить по номеру техподдержки. Она набрала телефон из СМС, по которому ей ответил якобы сотрудник отдела контроля Сбербанка. Выясняя причину блокировки, Елена Н. сообщила “сотруднику” все сведения о карте, включая номер и кодовое слово. И тот пообещал клиенту банка провести контрольные операции по снятию и зачислению денег на ее счет. Но по факту со счета Елены Н. через «Сбербанк-Онлайн» лишь списали 500 000 руб. Через два часа после этой операции ей позвонил уже реальный сотрудник службы безопасности банка, который сообщил клиенту о случившемся.

Елена Н. пошла в ближайшее отделение Сбербанка, где ей сообщили, что полмиллиона рублей с ее карты перевели на счет Анны Н. После чего часть средств злоумышленники перекинули другим гражданам и сняли в банкоматах. В общей сложности – 413 000 руб. А оставшиеся на счету Анны Н. 87 000 руб. банк успел заморозить. После произошедшего пострадавшая написала заявление в полицию с требованием возбудить дело по ст. 159 УК («Мошенничество»). По обращению Елены Н. правоохранительные органы начали проверку, передавая ее материалы по подследственности из одного отделения в другое. В итоге заявление потерпевшей дошло до МВД по Гагаринскому району Москвы, где находится головной офис Сбербанка. Но и там пострадавшая ответа так и не дождалась. Тогда она решила в судебном порядке взыскать 500 000 руб. как неосновательное обогащение с Анны Н., на счет которой мошенники первоначально и перевели эту сумму.

В суде ответчик заявила, что к случившемуся не имеет никакого отношения и сама является в этой истории пострадавшей: якобы она еще за два месяца до происшествия потеряла карту, на которую перечислили деньги Елены Н. Две судебных инстанции поверили словам ответчика и отказали в иске. Кроме того, суды не стали разбираться в вопросе о том, что делать с зависшими на счету ответчика 87 000 руб.

Верховный Суд РФ не согласился с таким подходом и пояснил, что в подобных делах истец должен доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а тот, наоборот, подтвердить наличие законных оснований для приобретения или сбережения этих активов. Либо ответчику надо указать на наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату, отметил ВС РФ. Кроме того, утрата карты сама по себе не лишает клиента прав в отношении средств, находящихся на банковском счете, и возможности распоряжаться этими деньгами.

Дело было возвращено Верховным Судом в областной суд для повторного рассмотрения.
При повторном рассмотрении областной суд взыскал с Анны Н. 500 000 рублей неосновательного обогащения.

Вывод: при потере банковской карты немедленно блокируйте ее, иначе есть риск, что мошенники воспользуются ей, а вы понесете гражданско-правовую ответственность перед пострадавшими гражданами.

kmarinka

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.